Клинский городской сайт » Новости » Статьи » Судьба российского кино
Наверное, кинозритель советского периода был более грамотным потребителем произведений киноискусства, чем нынешний, несмотря на то, что сегодня кинозритель имеет больше технических возможностей, чем прежде. Например, имеет доступ к Интернету, откуда можно скачать практически любой фильм. Можно приобрести интересующие тебя кассету, диск с фильмом в интернет-магазине или обычном магазине и смотреть у себя дома. Кино на любой вкус предлагает сегодня телевидение и кинотеатры.
Возможность-то есть, а вот почему, имея такой богатый выбор, нынешнее поколение выбирает все же не классику, не лучшие образцы мирового, в том числе современного кинематографа, а сериалы типа «Тупой, еще тупее» (название говорит само за себя), блокбастеры - однодневки, безвкусные «мылодрамы»? Вот это загадка. Кто и как формирует вкусы и потребность современного кинозрителя? Какую роль в формировании вкуса играют реклама, рейтинги и глянцевые журналы? На мой взгляд, эта проблема связана не только с любовью или равнодушием зрителя к кино. Это проблема кинопросвещения или, как сейчас модно говорить, медиапросвещения.
В СССР было Бюро пропаганды советского кино, была очень развита система киноклубов, дававшая возможность кинолюбителям и просто заинтересованным зрителям не только посмотреть интересный фильм, но и поделиться впечатлениями от просмотра с другими зрителями, встретиться с любимыми артистами, режиссерами, сценаристами, послушать лекции киноведов. В итоге в стране сформировалась довольно широкая прослойка грамотных кинозрителей, которые следили за новинками кино, читали специальную, порой серьезную литературу о кино, были постоянными поклонниками телевизионных программ «Кинопанорама», «Тихий дом» и самыми активными посетителями кинотеатров.
Они же могли грамотно поддержать разговор о киноискусстве, достоинствах и недостатках того или иного фильма, оценить работу актера, режиссера, оператора, сценариста и даже гримера, художника - постановщика и художника по костюмам.
Достаточно поговорить с директором кинотеатра «Мир» А. Шароновой, чтобы узнать, что еще два-три десятка лет назад на премьеру очередного фильма в кассу стояла длинная очередь. В дирекции кинотеатра сохранились и альбомы, на фотографиях в которых запечатлены переполненные залы и звезды тогдашнего отечественного кино на творческих встречах со зрителями.
Сейчас такая категория как профессиональный зритель - практически исчезла. Его заменила «целевая аудитория». Каковы «целевые» интересы этой аудитории? Не зря же один из звезд шоу-бизнеса выдал фразу, ставшую крылатой, «пипл хавает», то есть смотрят все без разбора, причем поделки достаточно низкого качества, которые никак нельзя назвать произведениями киноискусства. Современный зритель органически не способен отличить хорошее кино от плохого. Оценку фильму (сериалу) дают на уровне эмоций «нравится- не нравится». За «кино» принимают даже снятый на мобильник любительский «видеоролик» плохого качества.
Вряд ли современное поколение кино- и видеозрителей знает, что существуют такие предметы, как «История кино» (русского, советского, зарубежного), которые изучают студенты некоторых творческих вузов, в частности, Всероссийского государственного института кинематографии. Что первый русский игровой фильм вышел на экраны еще в 1908 году и назывался «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). И что крупнейшей русской кинофирмой «Торговый дом Хаджонкова» с 1909 по 1914 годы было выпущено свыше 70 игровых картин! Понимают ли содержание выражения «великий немой»? Знают ли, в каком году появился в кинематографе цвет? Вряд ли. Зато все знают про «фабрику грез» Голливуд в США.
Что говорят современной молодежной аудитории названия таких картин, как «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Иван Грозный» С.Эйзенштейна (1927 г.), «Чапаев» С. и Г. Васильевых (1934 г.), «Веселые ребята» Г.Александрова (1934 г.), «Летят журавли» М.Калатозова (1957 г.), «Баллада о солдате» Г.Чухрая (1962 г.), «Иваново детство» А.Тарковского (1962 г.) и других? А между тем это фильмы из золотой коллекции отечественного кино. Всего в небольшой статье не перечислить! Только в учебнике по истории советского кино – более 600 страниц! Какой огромный пласт кинематографической культуры пропадал даром для поколения «пэпси»!
«Зачем смотреть старые, порой черно-белые ленты?» - спросит читатель. Да затем, что история кино - это еще и визуальная история своего народа, страны, которую нужно знать и изучать. Как и историю кино других стран. Считается, чтобы вырасти грамотным и культурным человеком, нужно знать и изучать русский язык и литературу. Полностью поддерживая это утверждение, уверена, что это также справедливо и в отношении кинематографа, который является не «киношкой», а киноискусством! Белых пятен не должно быть не только в русской литературе, но и в российском кино.
Учеными уже доказано, что после просмотра фильма у человека меняется химия мозга. А модели поведения киногероев оказывают влияние на поведение человека в обществе. Так что кино – по-прежнему одно из важнейших для нас искусств! Экранизации же литературных произведений, особенно классики, - одно из лучших средств популяризации литературы. В любой библиотеке Клина вам подтвердят, что после просмотра очередного телесериала, снятого по мотивам известного романа или повести, увеличивается число читателей, которые просят книгу этого автора.
Такие тенденции и взаимопроникновение искусств можно только приветствовать. На традиционный для нашей страны вопрос «Что делать? «отвечаю – заниматься кинопросвещением. Только делать это, на мой взгляд, нужно планомерно, и заниматься этим должны не дилетанты, а профессионалы.
Возвращаясь к заметке А. Козьмина, скажу, что я понимаю его желание посмотреть такие фильмы, как «Оптимистическая трагедия», «Жестокость», «Как закалялась сталь», и другие. Только среди моих знакомых больше десятка человек, которые с удовольствием пересмотрели бы всю классику кино, но негде! В Клину таких любителей кино - еще больше. Желающих посмотреть фильмы прошлых лет, вспомнить молодость и просто пообщаться больше всего среди людей старшего поколения.
Кинотеатр Мир г. Клин
- 11.10.2007, 14:19
Судьба российского кино
Я с большим интересом прочитала заметку А. Козьмина «Судьба литературного пласта». Понимая и разделяя озабоченность автора дальнейшей судьбой отечественной литературы, особенно классики и литературы советского периода, я все же хотела бы обратить внимание на ту часть статьи, где речь идет об экранизации литературных произведений. И даже шире – поговорить о дальнейшем развитии отечественного кино.Наверное, кинозритель советского периода был более грамотным потребителем произведений киноискусства, чем нынешний, несмотря на то, что сегодня кинозритель имеет больше технических возможностей, чем прежде. Например, имеет доступ к Интернету, откуда можно скачать практически любой фильм. Можно приобрести интересующие тебя кассету, диск с фильмом в интернет-магазине или обычном магазине и смотреть у себя дома. Кино на любой вкус предлагает сегодня телевидение и кинотеатры.
Возможность-то есть, а вот почему, имея такой богатый выбор, нынешнее поколение выбирает все же не классику, не лучшие образцы мирового, в том числе современного кинематографа, а сериалы типа «Тупой, еще тупее» (название говорит само за себя), блокбастеры - однодневки, безвкусные «мылодрамы»? Вот это загадка. Кто и как формирует вкусы и потребность современного кинозрителя? Какую роль в формировании вкуса играют реклама, рейтинги и глянцевые журналы? На мой взгляд, эта проблема связана не только с любовью или равнодушием зрителя к кино. Это проблема кинопросвещения или, как сейчас модно говорить, медиапросвещения.
В СССР было Бюро пропаганды советского кино, была очень развита система киноклубов, дававшая возможность кинолюбителям и просто заинтересованным зрителям не только посмотреть интересный фильм, но и поделиться впечатлениями от просмотра с другими зрителями, встретиться с любимыми артистами, режиссерами, сценаристами, послушать лекции киноведов. В итоге в стране сформировалась довольно широкая прослойка грамотных кинозрителей, которые следили за новинками кино, читали специальную, порой серьезную литературу о кино, были постоянными поклонниками телевизионных программ «Кинопанорама», «Тихий дом» и самыми активными посетителями кинотеатров.
Они же могли грамотно поддержать разговор о киноискусстве, достоинствах и недостатках того или иного фильма, оценить работу актера, режиссера, оператора, сценариста и даже гримера, художника - постановщика и художника по костюмам.
Достаточно поговорить с директором кинотеатра «Мир» А. Шароновой, чтобы узнать, что еще два-три десятка лет назад на премьеру очередного фильма в кассу стояла длинная очередь. В дирекции кинотеатра сохранились и альбомы, на фотографиях в которых запечатлены переполненные залы и звезды тогдашнего отечественного кино на творческих встречах со зрителями.
Сейчас такая категория как профессиональный зритель - практически исчезла. Его заменила «целевая аудитория». Каковы «целевые» интересы этой аудитории? Не зря же один из звезд шоу-бизнеса выдал фразу, ставшую крылатой, «пипл хавает», то есть смотрят все без разбора, причем поделки достаточно низкого качества, которые никак нельзя назвать произведениями киноискусства. Современный зритель органически не способен отличить хорошее кино от плохого. Оценку фильму (сериалу) дают на уровне эмоций «нравится- не нравится». За «кино» принимают даже снятый на мобильник любительский «видеоролик» плохого качества.
Вряд ли современное поколение кино- и видеозрителей знает, что существуют такие предметы, как «История кино» (русского, советского, зарубежного), которые изучают студенты некоторых творческих вузов, в частности, Всероссийского государственного института кинематографии. Что первый русский игровой фильм вышел на экраны еще в 1908 году и назывался «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). И что крупнейшей русской кинофирмой «Торговый дом Хаджонкова» с 1909 по 1914 годы было выпущено свыше 70 игровых картин! Понимают ли содержание выражения «великий немой»? Знают ли, в каком году появился в кинематографе цвет? Вряд ли. Зато все знают про «фабрику грез» Голливуд в США.
Что говорят современной молодежной аудитории названия таких картин, как «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Иван Грозный» С.Эйзенштейна (1927 г.), «Чапаев» С. и Г. Васильевых (1934 г.), «Веселые ребята» Г.Александрова (1934 г.), «Летят журавли» М.Калатозова (1957 г.), «Баллада о солдате» Г.Чухрая (1962 г.), «Иваново детство» А.Тарковского (1962 г.) и других? А между тем это фильмы из золотой коллекции отечественного кино. Всего в небольшой статье не перечислить! Только в учебнике по истории советского кино – более 600 страниц! Какой огромный пласт кинематографической культуры пропадал даром для поколения «пэпси»!
«Зачем смотреть старые, порой черно-белые ленты?» - спросит читатель. Да затем, что история кино - это еще и визуальная история своего народа, страны, которую нужно знать и изучать. Как и историю кино других стран. Считается, чтобы вырасти грамотным и культурным человеком, нужно знать и изучать русский язык и литературу. Полностью поддерживая это утверждение, уверена, что это также справедливо и в отношении кинематографа, который является не «киношкой», а киноискусством! Белых пятен не должно быть не только в русской литературе, но и в российском кино.
Учеными уже доказано, что после просмотра фильма у человека меняется химия мозга. А модели поведения киногероев оказывают влияние на поведение человека в обществе. Так что кино – по-прежнему одно из важнейших для нас искусств! Экранизации же литературных произведений, особенно классики, - одно из лучших средств популяризации литературы. В любой библиотеке Клина вам подтвердят, что после просмотра очередного телесериала, снятого по мотивам известного романа или повести, увеличивается число читателей, которые просят книгу этого автора.
Такие тенденции и взаимопроникновение искусств можно только приветствовать. На традиционный для нашей страны вопрос «Что делать? «отвечаю – заниматься кинопросвещением. Только делать это, на мой взгляд, нужно планомерно, и заниматься этим должны не дилетанты, а профессионалы.
Возвращаясь к заметке А. Козьмина, скажу, что я понимаю его желание посмотреть такие фильмы, как «Оптимистическая трагедия», «Жестокость», «Как закалялась сталь», и другие. Только среди моих знакомых больше десятка человек, которые с удовольствием пересмотрели бы всю классику кино, но негде! В Клину таких любителей кино - еще больше. Желающих посмотреть фильмы прошлых лет, вспомнить молодость и просто пообщаться больше всего среди людей старшего поколения.
Кинотеатр Мир г. Клин
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
События и факты
Какие ресницы для наращивания стоит выбрать
- 06.11.2019
Компактные бюджетные МФУ покоряют рынок
- 24.10.2019
Выбираем электрогенератор
- 16.10.2019