Клинский городской сайт » Новости » Статьи » Возвращаясь к летописи

  • 13.09.2007, 11:22

Возвращаясь к летописи

В этом году исполняется 690 лет со дня первого упоминания г. Клина в письменном источнике – в Никоновской летописи. Что же означает слово «летопись»? В толковом словаре В. Даля находим: «Летопись – описание событий год по году, с показанием времени», С. И. Ожегов дает такое определение: «Летопись – погодная запись, произведенная современником». Именно летопись является самым верным первоисточником, хотя, описывая те или иные события, летописец привносит свой субъективный взгляд на происходящее.

В определении даты упоминания г. Клина в летописи до недавнего времени было много путаного. Ясность внес отечественный историк В. А. Кучкин, занимавшийся этой темой в 1977 г., когда он был старшим научным сотрудником Института истории Академии наук СССР. В настоящее время доктор исторических наук В.А. Кучкин руководит Центром «История Древней Руси» Института истории Российской Академии наук.

В официальном ответе на запрос по поводу даты нашего города историк Кучкин пишет о том , что город Клин (Московский) в письменных источниках впервые упоминается в 1317 г. при описании сентябрьских событий (символично, что в этом году День города празднуется в сентябре). Ученый отмечает, что Клин не следует путать с городом Клином, стоявшим на границе Новгорода Великого с Торопцом, упоминаемым в летописи под 1234 г. – Новгородская летопись.

Дата 1234 г. ошибочно называется по отношению к нашему городу, к сожалению, во многих справочных и публицистических изданиях дореволюционных и современных. Даже авторитетное энциклопедическое издание словарь Брокгауза и Ефрона содержит ошибочную дату упоминания нашего города. Одно из новых энциклопедических изданий «Города России», издательство «Белый город», 2005 г., описывая наш город, приводит неверную дату для Клина Московского – 1234 г.

Вновь делаем запрос в Российский государственный архив древних актов (РГАДА). В ответе сотрудники архива сообщают, что «первое упоминание о городе Клине Московской области имеется в Никоновской летописи под 6825 г. (1317 год) и связано с возвращением из Орды московского князя Юрия Даниловича, который, женившись на сестре хана Узбека, в обход Михаила Тверского получил ярлык на великое княжение Владимирское и привел военную помощь, возглавляемую татарским послом Кавгадыем. На стороне Юрия в походе против Михаила Тверского были и «вси князи Суждальстии», которые как вассалы великого князя Владимирского теперь должны были подчиняться распоряжению Юрия: «В лето 6825… Тое же зимы князь великы Юрьи Данилович московский с Кавгадыем и со многими татары, и со князи суздальскими, и со иными князи, и со многими силами поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, а от Переяславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину».

Далее, давая объяснение вышеназванным событиям, сотрудники архива ссылаются на монографию В. А. Кучкина «Договорные грамоты московских князей XIV века. Внешнеполитические договоры» (М., 2003 г.). Историк рассуждает, что «Клин был уже тверской территорией. Договоренность с Михаилом о неприкосновенности его отчины была нарушена. Тверской летописец, определяя время действия в Тверском княжестве войск Юрия Даниловича и его союзников до битвы 22 декабря 1317 г., написал, что «всего мотчания в Тферской волости 3 месяци». Следовательно, вторжение Юрия на тверскую территорию имело место за три месяца до 22 декабря, т.е. около 22 сентября 1317 г.».

Князь московский Юрий Данилович приходился внуком Александру Невскому. Отцом Юрия был младший сын Александра Невского – Даниил Александрович, основатель династии московских князей. Прославленный дед Юрия Даниловича – Александр Ярославич в 1240 г. одержал славную победу над шведами, в то время, когда наши предки терпели унижения от татаро-монголов. Храброго Александра Ярославича стали называть Невский. Александр Невский заложил основы политики возрождения русских земель, которая базировалась на лояльном отношении к Орде. Междоусобные княжества еще не могли дать серьезного отпора поработителям.

Многие русские князья мечтали получить в Орде ярлык на великое княжение. Московское княжество в начале 14 века не отличалось большой мощью, более сильным было Тверское княжество, на земле которого стояла крепость Клин. Юрий Данилович Московский соперничал со своим двоюродным дядей Михаилом Александровичем Тверским. Последний получил в Орде ярлык на великое княжение осенью 1304 г.

В 1315 г. Юрий Данилович отправился в Орду к хану Узбеку с щедрыми подарками для него, его жен и приближенных. В Золотой Орде Юрий Данилович женился на сестре хана – Кончаке, которая после крещения получила имя Агафья. Уже осенью 1317 г. Юрий Данилович получает великокняжеский ярлык. С женой, послом Кавгадыем и с крупным отрядом татар Юрий Данилович прибыл в Кострому, о чем и говорится в Никоновской летописи. Здесь, в Костроме, он встретился с Михаилом Тверским, который добровольно уступил ему владимирский престол. Пробыв какое-то время в Костроме, Юрий двинулся через Переяславль, Дмитров, Клин к Твери. В связи с этим военным походом Клин упоминается в летописи.

Хочется пояснить дальнейший ход событий. Зимой под Тверью, в местечке Бортенево, произошло сражение с войсками Михаила Тверского. Юрий Данилович бой проиграл и бежал со своей дружиной в Новгород.

Его жена и брат Борис попали в плен. В Твери княгиня Агафья умерла. Юрий Данилович обвинил тверского князя в отправлении Агафьи-Кончаки и неподчинении Орде. Михаила вызвали в Орду и казнили.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.